В мире онлайн-бизнеса и коммерческих операций существует несколько моделей сотрудничества между поставщиками и покупателями. Две из самых распространенных моделей – это FBS (Fulfilled by Seller) и FBO (Fulfilled by Operator). Обе эти модели имеют свои особенности и преимущества, и выбор между ними может существенно повлиять на успешность бизнеса. Ведь все торговые площадки различаются не только видом продукции, но и условиями работы с партнерами - если упаковка, требования к оформлению карточек товара одинаковые, то способы отгрузки продукции покупателю могут разниться. В данной статье мы рассмотрим основные различия между моделями FBS и FB, определимся с выбором подходящей схемы договора с маркетплейсом.
Термины FBO и FBS означают модели видения бизнеса на торговых площадках. Появились они относительно недавно, в связи с развитием онлайн-торговых платформ. Хотя, еще в начале 2000-х годов такие площадки как eBay, Amazon начали предоставлять возможность продавцам использовать собственные склады и логистические системы, то есть действовали по схеме FBS (Fulfillment by Seller). Последнее означает «Фулфилмент на стороне продавца», где «Фулфилмент» - совокупность логистических работ по комплектации, упаковке, хранению и последующей доставке конечному потребителю. Получается, что разница между FBS и FBO заключается в том, кто должен выполнять весь комплекс работ: начиная от хранения продукции и заканчивая поставкой покупателю. Селлеры, не желающие заниматься рутинной работой, предпочитают пользоваться услугами FBS-модели, то есть упаковкой, маркировкой и прочими операциями занимается сама площадка, а продавец только привозит товар на склад. Нужно понимать, что такой сервис небесплатный - посредник берет некоторый размер комиссии. Однако в любом случае, для малого и среднего бизнеса такая модель сотрудничества (с финансовой точки зрения) будет более выгодной - не нужно привлекать логистическими компании, курьеров, содержать штат сотрудников и прочее.
Примечание: аббревиатуры FBS, FBO могут различаться на некоторых торговых площадках. Например, на Wildberries, «Яндекс.Маркете» используются другие обозначения - FBY, FBW, а «СберМегаМаркет» - «Витрина+Доставка».
Как уже было сказано, организацией логистики занимается сам продавец. У него имеется собственный (в аренде) склад, где он хранит продукцию, упаковывает и откуда отправляет. В его круг задач входят:приемка, обработка поступающих заказов;комплектация;нанесение маркировки, упаковка в соответствии с требованиями маркетплейса;подготовка сопроводительных документов;доставка заказа в СЦ (сортировочный центр) торговой площадки (ТП) либо отправка посылки через курьера;самостоятельно указывает дислокацию склада, где будет происходит отгрузка товара;через API либо импорт xls-файлов контролирует актуальность данных об остатках на складах.Получается, что ТП - всего лишь как витрина в оффлайн-магазине плюс выполняет доставку заказа к точке выдачи.Примечание: интернет-магазин «OZON» предусматривает дополнительную схему сотрудничества - Real FBS. Продукция отгружается со склада продавца напрямую, минуя этап поставки в сортировочный центр ТП.
Логистика ложиться на плечи маркетплейса. Продавцу остается лишь упаковать и нанести маркировку в соответствии с правилами ТП. Далее доставить заказ на склад. Маркетплейс берет на себя ответственность по доставке товара покупателю, а селлер лишь будет заниматься вопросами цен и продвижением. Задачи торговой площадки:нести ответственность за хранение продукции;выполнить сборку, упаковать и доставить до покупателя;если заказ был отмене либо возвращен - поставить его обратно на склад;при повреждении продукции - выполнить ее утилизацию.
Примечание: такой вариант сотрудничества подразумевает строгое соблюдение требований торговой площадки. Например, вовремя привозить товар. Если произойдет опоздание, то продукцию в этот день больше не принимают. Либо нужно соблюдать габариты транспорта, на котором привозят товары, способ упаковки, нанесения маркировки и т.д. Изучить текущие правила конкретной ТП можно в личном кабинете селлера.
Прочие схемы работы К таким можно отнести:
DBS
Комбинированная модель. Иногда продавцам сложно выбрать между двумя формами работы, и они используют их оба. Такое решение позволяет разделить ассортимент на несколько частей либо часть продукции хранить у себя, а часть - на складе торговой площадки.
«Поставка под заказ»+FBS. Актуально для «Яндекс.Маркет», где продавец сам поставляет товар на склад только после того как покупатель оформит заказ. За дальнейшую логистику отвечает маркетплейс.«Закажи и забери». Предлагает «СберМегаМаркет». Удобно для тех, кто владеет собственными розничными точками продаж, которые можно переоборудовать под точку выдачи. Схема работы проста:создание карточки товара селлером;ТП принимает заказы и передает данные продавцу;продавец комплектует товар, упаковывает и выдает в одном из своих розничных пунктов;когда покупатель рассчитывается с селлером, последний оплачивает комиссию маркетплейсу.
DBS. Торговая площадка выступает только как витрина. Продавец самостоятельно (либо через посредника) получает и обрабатывает заказы, выполняет сборку, упаковку и маркировку, доставляет заказ, а также забирает товар в случае отказа.
Преимущества и недостатки FBS и FBO
FBO (плюсы):
Минусы:
FBS (плюсы):
Минусы:
Итог
Не существует «волшебной таблетки»: каждая модель имеет свои плюсы и минусы. Рекомендуется исходить из особенностей своей категории продукции, специфики деятельности, а также технических и финансовых возможностей.